Стиль Барокко - элитарный интерьер для избранных

Эрнст Гомбрих, австрийский историк и теоретик искусства, в своем знаменитом труде "История искусства" мудро охарактеризовал термин барокко, появившийся в XVIII столетии, как ярлык, навешиваемый консервативно настроенными просветителями, отрицаемыми произвольную комбинативность, вычурность и излишество форм.

То есть все, что противоречило устоявшимся канонам классицизма, язвительно высмеивалось и считалось недопустимым. Но остановить стремление сильных мира сего к наслаждению роскошью, комфортом и красотой собственного жилища было невозможно. Зародившееся в XVI веке новое направление в архитектуре и идеи интерьеров барокко уже захватили умы придворных зодчих, художников и ремесленников.

• Земной "рай" для элиты



В роскошных апартаментах предпочитала жить элита древних цивилизаций, и императоры Франции и Китая, чьи дворцы XVI-XVII веков характеризуются роскошью, театральностью, помпезностью и показной парадностью, и знать при дворах Медичи.

Именно в Риме начал складываться стиль итальянского барокко и появляются приемы барочного оформления интерьеров: декорирование стен и потолков фресками, рельефным лепным орнаментом, мраморными инкрустациями, украшение помещений картинами в резных деревянных позолоченных рамах.

В оформлении учитывались целостность восприятия, единство всех использованных для создания антуража элементов. Ярким примером барочного интерьера можно считать дворцы в Болонье, оформленные декоратором Аннибале Карраччи - прародителем истинного стиля барокко в интерьерном дизайне.

• Барокко - когда отсутствует чувство меры



Излишества приветствуются как никогда: просторные помещения с высокими потолками, бесконечное обилие позолоты, хрусталя, резных элементов, дорогие и качественные материалы для отделки и такие же дорогие предметы обстановки и аксессуары, избыток скульптурных изображений, объединенных в сюжетные группы. Для идеи интерьеров барокко пришелся ко двору цветной мрамор, который в сочетании с бронзой, венецианской штукатуркой и фресками использовался для облицовки стен, но из-за непомерно высокой цены был доступен только малочисленной группе особо приближенных.

В Италии жилые дома даже очень богатых людей отделывали в технике finto marmo - деревом, искусно расписанным под мраморные панели. Прием позднее взяли на вооружение декораторы других европейских стран. Истинный стиль барокко в интерьере помещения играет важную роль в признании социального и материального статуса владельца и сообщает, что тот принадлежит к избранной сфере, находящейся в особом пространстве и времени.

• Мебель барокко для круга избранных



Общей идее оформления интерьера подчиняется и выбор предметов обстановки. Итальянская мебель в стиле барокко украшается по аналогии с декором стен и потолков. Заметно укрупнение форм и пропорций, стулья, табуреты, кресла и диваны стали удобнее - появляются мягкие подлокотники и комфортные спинки с отвалом.

Мягкая мебель отличается массивностью, бархатной обивкой и обилием позолоченных резных элементов. В тренде высокие полукруглые глухие спинки, резные с завитками изогнутые ножки, стянутые позолоченными проногами.

В качестве декора шкафов и бюро, вытеснивших сундуки, выступают фронтоны с орнаментом, резные ножки, панели, выполненные в технике маркетри. Необходимым предметом антуража стали напольные шкафы-кабинеты с множеством ящиков и подстольем и их миниатюрные аналоги, похожие на шкатулки и отделанные тисненой с позолотой кожей.

Медальоны, флорентийская мозаика, перламутровые инкрустации используются в качестве украшений и дополняют фигурные карнизы, цоколи и балюстрады.

В моду вошли маленькие столы на центральной опоре, выполненной в форме вазы и декорированной кронштейнами в виде лап хищников. И снова ажурная рельефная резьба и блеск сусального золота: по краю столешницы, на массивном подстолье. Часто вместо резного рельефа используются фигурные бронзовые накладки.

• Формы, декор и материалы для отделки



Изгибы и волны все более криволинейны и сложны. Для декора волнообразных поверхностей применяется техника маркетри: мозаика из небольших кусочков шпона.

Тренд декора - ореховый шпон для фанеровки элементов из массива дуба и орех в качестве материала для резных деталей. В чести у ремесленников древесина чёрного дерева и гаванского кедра.

Для обивки мягкой мебели мастера выбирают шерстяные ткани наивысшего качества и набивной бархат из Генуи и Венеции, глазет (парчу), атласные ткани и почти отказываются от кожи и замши.

Современные направления допускают отклонения от традиционных оттенков белого, бежевого, персикового, голубого и светло-зеленого в сочетании с золотом. Смелая идея сыграть на контрасте позволила внести новые сочетания: шоколадно коричневые оттенки, бордо для отделки стен, характерные для рококо, и выделяющиеся на их фоне золотистые, кремовые, бирюзовые тона обивки роскошной мебели.

• Европейские ветки итальянских мебельных домов



Итальянские мебельные студии, как законодатели моды на барочные интерьеры, выработали свою линию, показав мировой элите, что такое мебель из Италии в стиле барокко и эксклюзивный антураж.

Другие европейские производители вносят незначительные коррективы в стилевую концепцию дизайна, но специалист сразу заметит разницу между голландской мебелью с шаровидным ножками шкафов и витыми стойками подлокотников кресел, изделиями фландрских ремесленников, чьи бюро-кабинеты в отличие от итальянских более просты и не имеют изобилия декоративных элементов, и моделями немецкой мебели, явно перегруженной обилием украшений - витых колонок, пилястров, многочисленных фигурок кариатид, живописных шаровидных опор и резного кружева. Впрочем, отказать немцам в виртуозности и высоком мастерстве невозможно.

Как и 350 лет назад итальянские мебельные фабрики продолжают выпускать эксклюзивные модели, сохранив традиции своих предшественников-ремесленников. Не бывает двух идентичных предметов мебели - каждый стул, каждое кресло это единичный товар даже в рамках одного мебельного гарнитура.

• Не ограничивая пространство



Для элиты XVI-XVII веков характерно стремление к обширной площади дворцовых покоев. Достаточно вспомнить большой версальский дворец Людовика XIV! Именно для таких просторных залов с высокими сводчатыми потолками-плафонами, с помощью росписи превращенными в бесконечную небесную перспективу с легкими белоснежными облаками и крылатыми ангелами, художниками итальянских мебельных фабрик выпускается мебель в стиле барокко.

Невозможно воссоздать барочный интерьер в типовой городской квартире: это станет пародией на королевский антураж, даже если предметы обстановки окажутся настоящим шедевром работы итальянских мастеров известных мебельных студий.

Не существует технологий превращения стесненного пространства в иллюзорный мир, где должны потеряться реальные формы, размеры и расстояния, где господствует игра света и тени, где в чести громоздкость и театральность.

• Светильники в стиле барокко: всё должно быть чересчур



Дизайнеры, создающие интерьеры барокко, учитывают особые требования к освещению помещений. Многоярусные массивные люстры с многочисленными подвесами из стекла или хрусталя дополнены настольными лампами и бра, стилизованными под фигурные подсвечники для одной или нескольких свечей.

Для создания мягкого приглушенного света выбираются абажуры из цветных стекол, выполненные в виде витражей.

Большие зеркала в рельефных позолоченных багетах, установленные в простенках между окнами, визуально раздвинут стены помещения, многократно отражая лучи света. Для спальни светильники в стиле барокко - это классические симметричные лампы на прикроватных тумбочках, для гостиных - люстры с крупными и выразительными деталями, блеск золота и хрусталя.

* * *

Барокко - претенциозный и амбициозный столичный стиль, отождествленный с суетой и величием и пришедший на смену устойчивым и соразмерным классическим формам. Его чрезмерность во всем - слишком роскошно, элитно, ирреально и преувеличенно дорого - словно говорит: "Я - для избранных".

 
Стиль Барокко - элитарный интерьер для избранных
4,20 (84 %) 5 votes